Главная страница / "Веселая горенка"/ Мир детства – ступени преемственности | Карта сайта |
|
Мир детства – ступени преемственностиПрактически у всех народов детство делится на два этапа: от рождения до 4-5 лет и от 8 до 10-13 лет. Между этими этапами есть возрастная полоса, в которую и происходит – незаметно, плавно, постепенно – смена положения ребенка в семье, отношения к нему старших, «освоение мира» ребенком. Ребенок осваивает окружающий целостный мир ХОЗЯЙСТВЕННЫХ, СОЦИАЛЬНЫХ, НРАВСТВЕННЫХ, ЭСТЕТИЧЕСКИХ истин и знаний, абсолютно необходимых для хозяйственной и духовной жизни семьи. Главная ценность в любой семье – ТРУДОЛЮБИЕ. Воспитанию именно этого нравственного качества № 1 подчинена вся народная педагогика. Именно с ним связаны истинное ЧУВСТВО СОБСТВЕННОГО ДОСТОИНСТВА, ОСОЗНАНИЕ СВОЕЙ ПРИНАДЛЕЖНОСТИ К ТОМУ ИЛИ ИНОМУ ПОЛУ, ПОНИМАНИЕ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА ДРУГИХ ЧЛЕНОВ СЕМЬИ И ОБЩЕСТВА, ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О ФИЗИЧЕСКОЙ И ДУХОВНОЙ КРАСОТЕ, об особенностях поведения среди того или иного круга людей: сверстников, старших, младших. Итак, предмет освоения един, а способы освоения на разных ступенях детства различны. На первой – это наблюдение и освоение порядка в доме, анализ обязанностей старших. Это сочетание «примера» и «поучения». Сюда входят игры и игрушки, имитирующие процессы и орудия труда. И наша «Горенка» вносит свой существенный вклад, при этом самую действенную роль играют малые жанры фольклора (пословицы, поговорки, присловья, загадки), детский фольклор (колыбельные, потешки, прибаутки), народные песни, заклички, сказки и др. Словом, на первом этапе детства введение ребенка в мир – это ответственность взрослых, старших членов семьи. С 5-6-летнего возраста положение детей во многом менялось. «Пример» превращался в систематическое обучение. Очень важной становится роль общественного мнения. Происходит последовательное вовлечение ребенка в трудовую жизнь семьи. У ДЕТЕЙ ПОЯВЛЯЛИСЬ ПОСТОЯННЫЕ ДОМАШНИЕ ОБЯЗАННОСТИ С УЧЕТОМ ВОЗРАСТА И ПОЛА. Они как бы наследовались от более старших поколений: от взрослеющей молодежи – к подросткам, от подростков – к детям. С сожалением отмечаем для себя, что в нынешних малодетных семьях это невозможно. С 5-6-летнего возраста у детей появлялись первые настоящие, не игрушечные орудия труда и начиналось овладение навыками разных видов работ. Одновременно дети этого возраста становились учителями для своих младших братьев и сестер. С раннего возраста дети непременно принимали участие в семейных и общественных праздниках и обрядах. Сначала они только наблюдали, а затем становились участниками. На втором возрастном этапе – с 10-12 лет многие виды работ дети уже выполняли «по-взрослому». На своих вечеринках – «малых беседах» - они усваивали правила общения, разучивали протяжные и хороводные песни, примеривая все на себя. Как раньше в кукольных играх, исполнение мужских и женских ролей в будущей семье. ТАК ВОЗНИКАЛА РЕАЛЬНАЯ ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ ДУХОВНОЙ КУЛЬТУРЫ. Что из всего этого можем взять сегодня мы? Чему важно научить ребенка? - Сохраним главные нравственные и эстетические ценности целостного мира семьи и природы. Нашей воспитательной задачей должно стать НЕ НАТАСКИВАНИЕ ДЕТЕЙ НА БЕЗМЕРНЫЙ ОБЪЕМ ВСЕ РАСТУЩИХ КОНКРЕТНЫХ ЗНАНИЙ. Все равно мы не научим детей «впрок» всему, что может понадобиться нашим детям в ХХI веке. Да и права народная пословица: МУДРЕНО ТОМУ УЧИТЬ, ЧЕГО САМИ НЕ УМЕЕМ. Упор нужно делать на ОСВОЕНИЕ ФУНДАМЕНТАЛЬНЫХ ЗАКОНОМЕРНОСТЕЙ В ПРИРОДЕ, ОБЩЕСТВА,ИСКУССТВА, НАУК, и на то, чтобы НАУЧИТЬ ДЕТЕЙ УЧИТЬСЯ – так, как делали наши предки. |
Главная
Наши воспитатели
Изостудия
Театр
Советы логопеда
Советы психолога Музыка Физкультура Наши праздники Наши конкурсы Пробуем перо |