|
«Отчего погас светильник? Я заслонил его своим плащом, чтобы спасти от ветра: вот отчего погас светильник.
Отчего завял цветок? Я прижал его к сердцу с мучительной любовью: вот отчего завял цветок.
Отчего высох ручей? Я запрудил его плотиной, чтобы пользоваться им для себя: вотот чего высох ручей.
Отчего лопнула струна у арфы? Я попытался исторгнуть из нее звук, который был ей не по силам: вот отчего лопнула струна у арфы»
(отрывок из стихотворения Р.Тагора)
Вопрос «Как правильно воспитывать ребенка?» волнует всех без исключения родителей, и часто, так и не найдя ответа, многие неосознанно впадают в крайности: либо стожайший диктат, либо полная вседозволенность.
Совершенного метода воспитания нет, и не может быть хотя бы потому, что ребенок, что ни день – то другой, в чем-то не такой, как был вчера, и «вписать» его в выбранные нами клише воспитания невозможно без потерь с обеих сторон. Суть воспитания заключается в том, чтобы помочь ребенку научиться самостоятельно устанавливать границы дозволенного, определять степень своей свободы. Как сказал Б.Окуджава: «Свобода – это воля, ограниченная законом», а наш современник философ М.Мамардашвили подчеркнул: «Свобода – это когда свобода одного кпирается в свободу другого и имеет ее своим условием».
Заповеди воспитания
- Никогда не принимайтесь за воспитание в плохом настроении. Спокойствие, расположенность к общению, правильный тон – вот залог успеха.
- Ясно определи для себя, чего ты хочешь от ребенка, а также узнай, что он сам думает по этому поводу.
- Предоставь возможную самостоятельность ребенку. Окажи помощь, а не подменяй действия детей своими.
- Не подсказывай готового решения, а показывай возможные пути к нему.
- Не пропусти момента, когда ребенок достиг первого успеха.
- Делай своевременные замечания.
- Оценивай поступок, а не личность.
Заповеди воспитания от Девида Льюиса
- Воспринимайте вопросы и высказывания ребенка всерьез.
- Покажите ребенку, что его любят и принимают безусловно, то есть таким, какой он есть, а не за успехи и достижения.
- Помогите ему строить свои собственные планы и принимать решения.
- Не унижайте ребенка, не давайте ему почувствовать, что он чем-то хуже вас.
- Приучайте ребенка мыслить самостоятельно.
- Хвалите ребенка только за конкретные успехи и поступки и делайте это искренне.
- Давайте ребенку возможность самостоятельно принимать решения и нести ответственность за них.
- Поощряйте в ребенке максимальную независимость от взрослых. Учите общаться со взрослыми любого возраста.
- Развивайте в ребенке позитивное восприятие его способностей.
- Верьте в здравый смысл ребенка и доверяйте ему.
В каком окружении ребенок живет, тому он и учится.
- Если ребенок живет в обстановке дружбы и добра, он учится видеть в мире любовь.
- Если ребенок живет среди тех, кто честен и прям, он учится быть справедливым.
- Если ребенок живет в обстановке терпимости, он учится быть терпеливым.
- Если ребенок живет в окружении того, что постыдно, он учится комплексу вины.
- Если ребенок живет в окружении критики, он учится осуждать.
- Если ребенок живет в окружении насмешников, он может замкнуться.
- Если ребенок живет в обстановке доброжелательности, он учится доверять.
- Если ребенок живет, ощущая поддержку извне, он учится уважать себя.
Ни для кого не секрет, насколько успешен будет ребенок в будущем, если у него цепкая память, богатое воображение, умение рассуждать логически и делать выводы.
Развитию памяти и мышления у детей 3-4 лет способствуют занятия «мнемотехникой», на которых дети учатся запоминать слова, картинки и мнемотаблицы, используя разные приемы и методы:
- придумывая сказку
- «размещая» слова в окружающем пространстве
- находя между картинками логические взаимосвязи
- изменяя существующую форму предметов (трансформируя их) сначала во время лепки, а затем мысленно
- учатся воспроизводить мнемотаблицу, наклеивая картинки на ковролин
Интеллект неотделим от эмоциональной сферы, поэтому на занятиях используем упражнения для развития эмоций, выразительных движений, мимики и пантомимики.
|